Экологическое воспитания детей

Экологическое воспитания детей

Экологическое воспитания детей

Экологическое воспитания детей

Природа — это такой же уникум, как картина Рафаэля.
Уничтожить легко, восстановить невозможно.
И.П.Бородин

Человеку трудно дается осознание того, что о природе она знает еще очень мало. ей нужно смириться с выражением: человек — не царь природы, а только элемент, она не создает прав и законов, а вынуждена им подчиняться, познавать, творчески преобразовывать в пределах разумного. Ведь человек существует до тех пор, пока существует природа. И первые образцы такого учения показал немецкий зоолог Геккель в 1866 который в трудах «Основная морфология организмов» и «Естественная история мироздания» заложил основы новой науки, введя специальный термин для ее обозначения — ЭКОЛОГИЯ. Сам термин охватывает проблему естественного баланса, так называемой равновесия видов, до сих пор является одним из важнейших аспектов экологии.

Итак, экология это наука о взаимоотношениях живых организмов со средой их обитания

Экология, как и большинство наук, имеет свою историю возникновения. Основы ее начали закладываться в конце ХУШ — XIX вв. В этот период экологические знания о жизни отдельных групп живых организмов составляли значительную часть работ А.Реомюра о насекомых (1734) Л.Трамбле — о ги (1744) и в описаниях натуралистов из опыта их открытий.

Значительный вклад в становление экологии как науки сделали ученые К.Рулье и М.Северцов, широко пропагандировали необходимость развития особого направления в зоологии, посвященном всестороннему изучению и объяснению жизни животных, их сложного взаимодействия с окружающей средой. При этом Рулье подчеркивал важность анализа таких явлений жизни и способ существования животных, выбор и запасания кормов, выбор и строительства жилья, взаимоотношения среди взрослых животных и их потомства, законы количественного размножения животных, отношения между животными одного вида и другими видами, «одинокую жизнь », « жизнь в совместных объединениях», отношение животных к растениям, почвы, физических условий среды. Наряду с этим ученый рекомендовал специально изучить периодические явления в жизни животных-линьку, спячку, сезонные миграции и тому подобное.

Таким образом в трудах Рулье подается обширная система экологических знаний из жизни животных, дает право считать его основоположником современной экологии. Продолжил его основные идеи и направления научных исследований Северцова.
Большое значение для развития экологии имела работа Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь» (1859), где широко проанализированы основные факторы эволюции органического мира.
Ученый доказал, что взаимоотношения живых существ с неорганическими компонентами среды-большая самостоятельная область исследований.

Читайте также  Контактный зоопарк и ребенок

Быстрых темпов в развитии получила экология и второй половине XIX в. и в первой половине XX в

В этот период особенно много сделали для накопления экологической информации и решения практических вопросов отечественные ученые Вернадский, Т.Морозов, В.Поспелов, которые обосновали основные положения геоботаники на основе учения о лесе. Весомый вклад в анализ результатов воздействия деятельности человека на природу в условиях НТП сделал Вернадский.

В начале XX в. определяются экологические школы гидробиологов, фитоценологив, ботаников и зоологов, в каждой из них развиваются определенные направления экологии.

Первые инструктивные материалы для изучения экологии Ч.Адамса и В.Шелфорда способствовали образованию экологических обществ, учреждению научных журналов. Началось преподавание науки экологии в университетах.

В 40-50 годах изучением жизненных форм цветковых растений занимается И.Серебряков, а произведения английского ученого А.Тенсли и российского ученого В.Сукачев позволяют говорить о новых понятия экосистемы и биоценозов, что обосновывает идею о единстве совокупности организмов с абиотическим окружением, о закономерностях, которые лежат в основе связей природных группировок и окружающей ботанического мира-круговорот веществ и превращения энергии.

В наше время экология — это разветвленная система наук, для анализа которых существуют несколько концепций. Всех предметов исследований различных отраслей экологии исключительное значение приобретают экологические исследования в связи с проблемами охраны природы.

Особого внимания заслуживают исследования В.Комендар по вопросам экологической культуры.

Какие существуют современные экологические проблемы?

Что это за глобальные, региональные и локальные проблемы?

Глобальные проблемы:

— Массовая вырубка лесов;
— Увеличение углекислого газа в атмосфере (явление парникового эффекта);
— Образование озоновых дыр в биосфере (скопления азота, полет космических кораблей);
— Кислотные дожди (накопление сернистых газа при сочетании с водяным паром выпадает в виде кислотных дождей);
— Авария на ЧАЭС.

Региональные — использование пестицидов, загрязнения рек.

Читайте также  Большой контактный зоопарк

Локальные — местные.

Так вот наш долг — позаботиться о том, чтобы природа претерпела меньше потерь, потому что памятников архитектуры сохранилось более памятников природы-старых деревьев. Потому раны природы это наши раны, упреки совести, жгучая боль.

Большая задача стоит перед воспитателями дошкольных учреждений на сегодняшнем этапе — воспитание у детей надлежащей культуры общения с природой, ответственности за ее сохранение. Поэтому не случайно в Государственной Национальной программе записано: Формировать экологическую культуру человека в гармонии его отношений с природой.

Бережное и заботливое отношение к природе формируется при наличии у детей начальных экологических представлений, которые дают возможность смотрит на природу как на единое целое.

Цель экологического образования воспитания-формирования системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые закладывают основу ответственного и действенного отношения к окружающей среде.

Задача экологического воспитания:

— Формировать элементы научных знаний об основных факторах в развитии неживой природы (свет, температура, влага, питательность почвы и очевидные связи и зависимости в природе);
— Развивать умение классифицировать живой природе: деревья, кусты, цветы, животные по особенностям внешнего вида (на основе непосредственного наблюдения и анализа внешних признаков, способов взаимодействия со средой);
— Стимулировать любознательность и интерес к познанию природы описаниями ее объектов и явлений в народном творчестве;
— Активизировать знания и практический опыт в различных видах деятельности (игра, поисково-исследовательская деятельность, работа);
— Ознакомить с живыми барометрами природы (приспособление растений и животных к изменениям в неживой природе);
— Познакомить детей с жемчужинами народной мудрости бережное отношение людей к природе.

Условия экологического воспитания

Объективные:

— Уровень педагогической деятельности и мастерства воспитателей, их общая и специальная подготовка по вопросам экологического воспитания;
— Экологическая направленность педагогического процесса детского сада в целом и каждой группы в частности;
— Единство и взаимодействие семейного и общественного воспитания.
Субъективные:
— Готовность детей дошкольного возраста к восприятию, пониманию и усвоению представлений о природе;
— Готовность детей к практической реализации знаний в доступных видах деятельности;
— Формирование общественно значимых мотивов поведения.

Похожее ...