Программа кружка «Домашние любимцы» для среднего школьного возраста

Программа кружка «Домашние любимцы» для среднего школьного возраста

Программа кружка «Домашние любимцы» для среднего школьного возраста

Главной целью программы кружка «Домашние любимцы» являются:

— формирование ключевых компетентностей личности — познавательной, практической, творческой, социальной;
— углубленное изучение наук биологического цикла, в частности зоологии.

Основными задачами этого курса являются:

— углубленное изучение воспитанниками биологических особенностей животных;
— изучение условий и правил содержания, кормления, разведения этих животных;
— формирование практических умений и навыков по созданию надлежащих условий для содержания и разведения домашних животных;
— воспитание уважительного отношения к животному миру;
— обеспечение потребностей личности в творческой самореализации;
— развитие трудолюбия, настойчивости в достижении цели, ответственности за результат собственного труда;
— подготовка подростков к активной общественной и профессиональной деятельности, развитие творческих способностей воспитанников, привлечение их к научно-исследовательской работы.

Учебная программа основного уровня рассчитана на учеников 6 — 8 классов. Материал излагается в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Первый год обучения, 144 часов в год, 4:00 в неделю — ознакомление с биологическими особенностями, с анатомией земноводных, рептилий, птиц, которые могут содержаться в домашних условиях или в живом уголке, овладение технологиями их содержания, кормления, разведения.

Второй год обучения, 216 часов, 6:00 в неделю — ознакомление с биологическими особенностями, анатомией, условиями содержания, кормления, разведения млекопитающих, обитающих дома или в условиях живого уголка.

В работе кружка применяют такие методы организации учебно-воспитательного процесса, как беседа, объяснение, лекция, демонстрация, наблюдение, работа с литературными источниками, практические работы, тестирование, обучающие игры. В работе кружка можно использовать такие формы организации учебно-воспитательного процесса: индивидуальная работа, самостоятельная работа, консультация, выставка, конкурс, экскурсии, турнир.

Содержание кружка «Домашние любимцы»

Введение (2 ч.)

Ознакомление с планом работы кружка.

1. Животный мир (12 ч.)

Теоретическая часть. История одомашнивания животных. Распространение животных на Земле. Основы классификации животного мира. Роль животных в жизни человека. Взаимоотношения между животными и человеком. Понятие о благополучии животных. Потребности животных. Охрана животного мира.
Практическая часть. Выполнение тестовых заданий на определение потребностей животных. Экскурсия в зоопарк.

2. Класс земноводных (22 ч.)

Теоретическая часть. Общая характеристика класса. Происхождение. Внешнее строение. Покровы тела. Основные представители. Земноводные — жители живого уголка: саламандры, тритоны, лягушки. Биологические особенности. Анатомо морфологическое строение. Особенности содержания, кормления и разведения в неволе.
Практическая часть. Оборудование типового террариума для земноводных. Наблюдение и уход за земноводными живого уголка.

3. Класс рептилий (24 ч.)

Теоретическая часть. Общая характеристика класса. Происхождение. Внешнее строение. Покровы тела. Основные представители. Рептилии живого уголка: черепахи, ящерицы, хамелеоны, змеи. Биологические особенности. Анатомо морфологическое строение. Особенности содержания, кормления и разведения. Правила техники безопасности в работе с рептилиями.
Практическая часть. Наблюдение за рептилиями в уголке живой природы. Оборудование террариума для рептилий. Написание рефератов о рептилий. Экскурсия в зоопарк.

Раздел 4. Класс птиц (80 ч.)

4.1. Общая характеристика класса (6 ч.)

Теоретическая часть. Среда обитания и приспособления к нему. Сезонные явления в жизни птиц. Оседлые, кочевые и перелетные птицы. Перелеты птиц, методы их исследований. Ориентация во время перелета.
Практическая часть. Наблюдение за птицами в природе. Написание рефератов о птицах своей местности.

4.2. Анатомо-морфологические особенности птиц (20 ч.)

Теоретическая часть. Внешнее строение; покровы птиц и их производные; строение пера; скелет, особенности его строения, функции; пищеварительная система; органы дыхания; выделительная система; нервная система; размножение и развитие птиц; брачное поведение, устройства гнезд; строение яйца; понятие о инкубацию; инкубация искусственная и естественная; выводковые и птенцовые птицы.

Читайте также  Представляют ли опасность экзотические виды домашних животных?

Практическая часть. Создание коллекции перьев. Отбор и подбор пар декоративных птиц живого уголка. Устройства гнезд для птиц живого уголка. Ведение наблюдений (и дневников) за яйцекладки и насиживания. Экскурсия в парк с целью изучения птиц местной фауны.

4.3 Промышленное птицеводство (24 ч.)

Теоретическая часть. Куры: происхождение, разнообразие пород, биологические особенности, системы содержания, технология кормления. Корма и их состав. Составление рационов. Особенности инкубации куриных яиц. Выращивание молодняка. Понятие «яйценоскость», пути ее повышения.

Индюки: происхождение, породы, условия содержания и кормления. Особенности инкубации и выращивания молодняка.
Водоплавающая птица: происхождение, история одомашнивания, биологические
особенности, породы, системы содержания, технология кормления, особенности инкубации и выращивания молодняка.
Практическая часть. Разработка проектов птичника. Создание коллекции кормов для промысловых птиц. Изучение состава кормов. Составление рационов различных видов промысловых птиц. Отбор яиц на инкубацию.

4.4. Декоративное птицеводство (26 ч.)

Теоретическая часть. Канарейки: происхождение, биологические особенности,
породы, условия содержания и разведения, технология кормления.
Попугаи: происхождение, биологические особенности, породы, условия содержания и разведения, технология кормления.
Перепела: происхождение, биологические особенности, породы, условия содержания и разведения, технология кормления.
Цесарки: происхождение, биологические особенности, породы, условия содержания и разведения, технология кормления.
Фазаны: происхождение, биологические особенности, породы, условия содержания и разведения, технология кормления.
Павлины: происхождение, биологические особенности, породы, условия содержания и разведения, технология кормления.
Страусы: происхождение, биологические особенности, породы, условия содержания и разведения, технология кормления.
Голуби: история одомашнивания голубей, их биологические особенности, видовая и породная разнообразие, условия содержания и разведения. Кормление. Обучение почтовых голубей.

Практическая часть. Составление рационов для различных видов птиц. Создание коллекции кормов. Создание коллекции перьев. Проведение инкубации яиц декоративных птиц. Разработка проекта голубиного питомника. Написание рефератов.

4.5. Болезни птиц, их профилактика и лечение (4 ч.)

Болезни птиц. Их классификация, основные признаки, пути предупреждения и лечения. Правила личной гигиены при работе с птицами.
Итог (4 ч.)

Прогнозируемый результат

Воспитанники должны знать:

— Систематике живых организмов, категории животных, которые нуждаются в защите, основные пути охраны животного мира, связи между живыми организмами и окружающей средой;
— Организм, как биологическую систему;
— Болезни животных и профилактические мероприятия с целью их предупреждения;
— Основы здорового образа жизни.

Воспитанники должны уметь:

— Обустраивать террариумы и вольеры для животных живого уголка;
— Проводить профилактические мероприятия с целью предупреждения болезней у животных;
— Создавать коллекции кормов для различных видов домашних животных.

Воспитанники должны вступить опыт:

— Ухаживать за домашними животными;
— Основ здорового образа жизни;
— Составление рационов для различных видов домашних животных;
— Написание рефератов.

Содержание кружка «Домашние любимцы»

Введение (2 ч.)

Ознакомление с планом работы кружка.

1. Приручение и одомашнивание животных (4 ч.)

Теоретическая часть. Понятие о благосостоянии животных. Проблема гуманного отношения к животным. Охрана животного мира. Красная книга, природоохранные территории Украины.

2. Класс млекопитающих. Общая характеристика (12 ч.)

Теоретическая часть. Происхождение млекопитающих. Разнообразие млекопитающих. Среда обитания, приспособления к нему. Сезонные изменения в природе и их значение для жизни млекопитающих.
Практическая часть. Экскурсии в зоопарк, на природу. Наблюдение за млекопитающими в среде их обитания.

3. Анатомо-физиологические особенности млекопитающих (42 ч.)

Теоретическая часть. Внешнее строение. Покровы: их строение и функции. Скелет. Пищеварительная система. Система дыхания. Кровеносная система: ее строение, функции. Кровь: состав, функции. Нервная система, типы нервной деятельности. Рефлексы. Органы чувств. Выделительная система. Размножение и развитие млекопитающих.

Читайте также  Растения, опасные для домашних питомцев

Практическая часть. Изучение строения волосяного покрова под микроскопом. Изучение состава костей на наличие минеральных и органических веществ. Изучение состава крови под микроскопом. Изучение условных рефлексов на примере млекопитающих живого уголка.

Раздел 4. Мелкие грызуны (18 ч.)

Теоретическая часть. Хомяки. Декоративные крысы. Песчанки. Морские свинки. Шиншиллы. Происхождение, биологические особенности, условия содержания, кормление, разведение. Болезни грызунов, их профилактика и лечение. Правила личной гигиены при содержании грызунов.
Практическая часть. Наблюдение за поведением грызунов в живом уголке. Подбор пар для разведения. Составление рационов для различных видов грызунов. Уход за животными.

Раздел 5. Кролики (54 ч.)

Теоретическая часть. Происхождение, биологические особенности, условия содержания, кормление. Понятие о кормовую единицу. Корма, их состав. Составление рационов. Породы. Методы разведения. Особенности выращивания молодняка. Болезни кроликов, их профилактика и лечение. Правила личной гигиены в работе с кроликами.

Практическая часть. Составление рационов для разных возрастных групп животных. Заготовка кормов на зиму. Изготовление коллекции кормов. Разработка проекта крольчатников. Составление каталога пород кроликов. Проведение спаривания кроликов. Подготовка гнезд в окролив. Проведение профилактических прививок. Проведение выставки кроликов. Уход за кроликами.

Раздел 6. Нутрии (20 ч.)

Теоретическая часть. Происхождение, биологические особенности, условия содержания. Кормление. Составление рационов. Породы. Особенности разведения. Выращивание молодняка. Болезни нутрий, их профилактика и лечение.

Практическая часть. Заготовка кормов для нутрий. Составление рационов. Изготовление домиков для зимнего содержания нутрий. Уход за животными.

Раздел 7. Кошки (30 ч.)

Теоретическая часть. Происхождение, биологические особенности, условия содержания. Корма и технология кормления. Породы, их классификация. Разведение и воспитание молодняка. Проблемы бездомных кошек, пути их решения. Болезни, их лечение и профилактика. Правила личной гигиены и техники безопасности при содержании животных.

Практическая часть. Экскурсия на выставку кошек. Составление каталога пород кошек, содержащихся юннатами. Составление рационов для разных возрастных групп животных. Экскурсия в приют для животных. Сбор статистических данных по вопросам бездомных животных своего района (города). Проведение выставки кошек.

Раздел 8. Собаки (28 ч.)

Теоретическая часть. Происхождение, биологические особенности. Условия содержания. Правовые аспекты содержания собаки. Технология кормления. Корма, их характеристика. Породы собак, их классификация и характеристика. Разведение собак и воспитания щенков. Болезни собак, их профилактика и лечение. Проблемы бездомных животных, пути решения. Правила личной гигиены и техники безопасности при содержании собак.
Практическая часть. Экскурсия на выставку собак. Составление рационов для разных возрастных групп. Экскурсия на дрессировщик площадка. Оформление выставки рисунков или фотографий.

Итог (4 ч.)

Программа кружка «Домашние любимцы» для среднего школьного возраста

Программа кружка «Домашние любимцы» для среднего школьного возраста

Прогнозируемый результат

Воспитанники должны знать:

— Главные черты царства животных;
— Сведения о строении, процессы жизнедеятельности и разнообразие животных;
— Заболевание животных и заболевания, которые могут вызвать животные;
— Меры профилактики этих болезней и пути борьбы с ними;
— Виды животных, нуждающихся в охране.

Воспитанники должны уметь:

— Заготавливать корма на зиму;
— Составлять рационы для разных возрастных групп животных;
— Составлять каталоги пород различных видов домашних животных;
— Подбирать пары для разведения;
— Проводить выставки животных.

Воспитанники должны вступить опыт:

— Составлять рационы для разных видов домашних животных;
— Ухаживать за домашними животными;
— Работы с микроскопом;
— Основ здорового образа жизни.

Похожее ...