Проблема интеллекта животных

Проблема интеллекта животных

Проблема интеллекта животных

Проблема интеллекта животных

Животные разных видов в различных экологических условиях проявляют самые разнообразные формы интеллектуальной деятельности. Интеллектуальное поведение — это вершина психического развития любых животных. Однако, говоря об интеллекте, «ум» животных, их мышление, надо сказать, что очень трудно назвать тех животных, у кого они есть, и тех, у кого их нет. Интеллектуальное поведение животных есть лишь одно из проявлений единой психической деятельности с ее врожденными и приобретенными качествами. Она имеет очень важное значение для выживания особи и продолжения рода при внезапных и быстрых изменениях внешней среды. Особое значение для такого поведения имеют зрительное восприятие и обобщение.

Очень важной предпосылкой интеллектуального поведения у животных является способность к переносу навыков в новые ситуации

Например, в одном из опытов собака научилась открывать нажатием лапы щеколду на двери «проблемной клетки», в которой находилась приманка. В других опытах та же собака научилась подтягивать лапами и зубами веревку, к которой был привязан кусок мяса.

Читайте также  Территориальное поведение у животных

После усвоения этих двух навыков создали «проблемную ситуацию», сочетающей в себе элементы двух предыдущих: подняли щеколду на клетке на такую высоту, чтобы собака достичь ее не могла, но к этой защелке привязали веревку. Собака сразу же, без предварительных попыток, выполнил поставленную задачу, несмотря на то, что прежние элементы располагались здесь иначе: веревка лежала не в полу, а была привязана к защелке и висела вертикально, на ее конце было привязано не мясо, а защелка, которая к тому же находилась в клетке на втором месте (наверху). Если не знать этапов выработки этой реакции, может сложиться представление о чрезвычайно высоких умственных способностях животных, поскольку такая привычка прекрасно имитирует разумное поведение.

Читайте также  Перцептивная психика у животных

Критерием интеллектуального решения является то, что при выполнении задания в новой ситуации животное пользуется не одним стереотипным способом. А испытывает различные варианты на основании своего врожденного и приобретенного опыта. Так, японские исследователи заметили, что макаки, по которым они наблюдали длительное время, научились мыть клубные батата. Оказалось, что сначала это сделала самка по кличке едим, а вскоре к этому привыкли и другие обезьяны, особенно ее сверстники. В течение 10 лет эта привычка распространилась почти на всю популяцию. Кроме взрослых особей в возрасте старше 12 лет и обезьян, не достигших одного года.

Похожее ...