Общая характеристика психической деятельности животных и людей

Общая характеристика психической деятельности животных и людей

Общая характеристика психической деятельности животных и людей

Общая характеристика психической деятельности животных и людей

Какое поведение следует считать инстинктивной, а какую — приобретенной в результате индивидуального опыта и обучения?

Поведенческая реакция должна считаться инстинктивной, если она:

а) наследуется, то есть принадлежит к врожденным свойствам вида или расы;
б) не требует предварительного обучения;
в) выполняется практически одинаково всеми особями этого вида или расы;
г) свойственна телесной организации животного, то есть связана с нормальным функционированием его органов;
д) приспособлена к натуральным условиям жизни вида, включая сезонные изменения условий жизни.
Приобретенная поведенческая реакция характеризуется тем, что она:
а) возникает в процессе индивидуальной жизни, то есть базируется на опыте;
б) требует предварительного обучения, усвоения или упражнения;
в) хотя и зависит от строения организма, но не обусловленная ею;
г) выполняется различным образом различными животными на основании первоначального опыта, впечатлений и т.д.;
д) приспособлена к условиям жизни индивида.

А. Д. Слоним (1967) предложил следующее определение инстинктивного поведения: «Это совокупность двигательных актов и сложных форм поведения, свойственных животному определенного вида, возникающие на раздражение из внешней или внутренней среды организма и происходят на фоне высокой возбудимости нервных центров, связанных с осуществлением этих актов». Эта высокая возбудимость является следствием определенных изменений в нервной и эндокринной системах организма, следствием изменений обмена веществ.

Одна из важнейших признаков инстинкта — его постоянство у каждого вида животных

Но это вовсе не означает, что инстинктивные действия различных животных точно повторяют друг друга.

Инстинктивное поведение — это в определенной степени пластическая деятельность, которая может меняться под влиянием внешних условий. Эту изменчивость инстинктивного поведения Вагнер показал на примере конструктивной деятельности ласточек. Оказалось, что лабильность (изменчивость) инстинктивного поведения ограничена четкими видотипичнимы рамками стабильными в пределах вида не сами инстинктивные действия, а амплитуда их изменчивости. Например, форма гнезда ласточек может варьировать в определенных пределах, особенно в необычных условиях и при использовании необычных материалов для строения. При этом большое значение имеет также индивидуальный опыт, то есть обучение.

В чем же причина возникновения инстинктивных реакций?

С физиологической точки зрения, первопричиной и основой мотивации поведения является более-менее значительные и длительные отклонения от гомеостаза, то есть от нормального уровня осуществления физиологических функций, нарушения внутренних ритмов, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Эти сдвиги проявляются в возникновении потребностей, на удовлетворение которых и направлено поведение.

Однако инстинктивные движения обычно заблокированы специальной системой так называемых врожденных пусковых механизмов, которые срабатывают только на вполне определенную («пусковую») ситуацию. И как только животное оказывается в такой ситуации, соответствующий врожденный пусковой механизм обеспечивает ее распознавания, после чего наступает растормаживание, снятие «блокировки». Пожалуй, одновременно происходит активация соответствующих нервных центров.

Характерной особенностью врожденных пусковых механизмов является избирательность реагирования на внешние стимулы: они срабатывают только на вполне определенные комбинации раздражителей, которые только и могут вызвать биологически целесообразную реакцию.

Внешние раздражители, создают в совокупности пусковую ситуацию, называются релизерами или ключевыми раздражителями, на которые животные реагируют врожденными, видотипичнимы формами поведения, то есть определенными инстинктивными движениями.

Эти пусковые релизеры очень специфичны

Кроме пусковых, существуют также настроечные ключевые раздражители, предварительно снижают порог возбуждения тех нервных центров, которые имеют отношение к определенным действиям животные, а также направляя ключевые раздражители. Общим свойством всех этих релизеров является то, что они представляют собой специфические элементарные признаки жизненно важных компонентов среды, к которым относятся простые физические или химические признаки (форма, размер, подвижность, цвет, запах и т.д.), а также их пространственные отношения или векторы. Носителями этих признаков могут быть как другие животные, так и растения или объекты неживой природы.

Важной особенностью действия ключевых раздражителей является то, что они подчиняются закону суммации: с увеличением их параметров пропорционально усиливается инстиктивна реакция животного. В экспериментальных условиях это вызывает «супероптимальну» реакцию, когда животные значительно сильнее, чем в норме, реагируют на искусственный раздражитель, в котором «сгущенные краски».

Эффект супероптимальной реакции в условиях эксперимента может привести даже к биологически абсурдного поведения животного. Если, например, предложить чайке на выбор два яйца разной величины, то она закатит в гнездо больше. Может быть и так, что птица покинет свое яйцо и будет насиживать деревянный макет гигантских размеров, который имеет все супероптимальные признаки ключевого раздражителя.

Одним из основных положений этологии есть понятие о комплексах фиксированных действий (КФД), которые имеют следующие основные черты:

1) стереотипность — основные реакции состоят из нескольких двигательных актов, образующих жесткую, предполагаемую высокоорганизованную последовательность;
2) сложность, и отличает их от простых рефлекторных реакций;
3) присущие всем представителям определенного вида или всем особям определенного пола, принадлежащих к определенной возрастной группы и находятся в определенном физиологическом состоянии;
4) возникновение под влиянием простых но высоко специфичных стимулов;
5) «самоизнуряющий», поскольку осуществление КФД ведет к тому, что его с каждым разом труднее вызвать;
6) необходимость внешних раздражителей только как «пусковых» стимулов, поскольку реакция дальше будет продолжаться даже в том случае, если в среде возникать изменения, это поведение сделают нецелесообразной;
7) независимость от прошлого опыта, поскольку этот сложный комплекс поведенческих реакций выполняется полностью с первого раза.

Читайте также  Игровое поведение у животных

Примерами КФД могут быть: реакция «раскрытого клюва» у птенцов гнездящихся птиц при появлении одного из родителей, выбрасывание языка у лягушек при охоте на насекомых, различные формы брачной и агрессивного поведения у птиц и млекопитающих, реакция закатывания яйца в серого гуся и тому подобное.

Структура инстинктивного поведения. В инстинктивной поведении выделяют поисковую и завершающую фазы

Поисковая фаза, как правило, состоит из нескольких этапов, а заключительная — представляет собой четкую последовательность простых движений. Поисковая фаза заметно отличается от ориентировочно-исследовательской деятельности сложным переплетением врожденных и приобретенных компонентов поведения. Именно к поисковому поведению принадлежит все, что связано с пластичностью инстинкта, с изменениями инстинктивного поведения. Итак, в поисковой фазе всегда содержатся элементы обучения.

Завершающая фаза поведенческого акта представляет собой обычно набор жестко фиксированных стереотипных реакций, обусловленных анатомическими особенностями строения тела животного. Приобретенные компоненты играют во время этой фазы несущественную роль и часто вообще отсутствуют.

Особенности инстинктивного поведения надо изучать именно на завершающий стадии поведенческого акта, поскольку здесь элементы обучения играют наименьшую роль и в чистом виде представлены стереотипные инстинктивные движения. Поскольку релизеры — чаще элементарные физические и химические признаки, воспринимаются в отрыве от самого объекта, то животное получает на завершающей фазе лишь неполную, одностороннюю информацию о некоторых, наиболее часто несущественные, внешние признаки объектов инстинктивных действий и не получает существенной информации о самом объекте, так как релизеры — это только ориентиры, направляющие действие животные на носителя этих признаков.

Инстинктивное поведение и общение

Все животные периодически вступают в контакт между собой в пределах своего вида, особенно в период размножения, при скоплении в местах с благоприятными условиями существования. Известны самые разнообразные формы общения. Среди оптических форм место занимают выразительные позы и движения тела, при которых животные демонстрируют друг другу части своего тела, часто бывают специфическими сигнальными признаками (яркие пятна, структурные образования). Павлины, как известно, демонстрируют свой разноцветный хвост. Такая форма сигнализации называется «демонстрационным поведением».

В других случаях сигнальную функцию выполняют особые движения всего тела или отдельных его частей, например, танцы пчел, токования тетеревиных птиц. Такие реакции присущие только определенному виду и называются ритуализированными движениями.
Ритуализации свойственна условность выполняемых действий, которые служат только для передачи вполне определенной информации. Эти действия жестко фиксированные генетически, выполняются с максимальной стереотипностью (одинаково всеми особями определенного вида) и поэтому относятся к типичным. Поэтому все животные определенного вида могут правильно понимать значение таких сигналов общения.

В отличие от релизеров, на которые реагируют животные при инстинктивной поведении, различные индифферентные раздражители для них вообще равнодушны. Лишь после того, как животное запомнит их в процессе накопления их индивидуального опыта, они приобретают для нее определенного значения. Итак, процесс обучения характеризуется избирательным вычленения некоторых «биологически нейтральных» компонентов среды.

Диапазон обучения также ограничен видотипичными рамками

Представитель конкретного вида может научиться только тому, что позволяют генетически фиксированные «лимиты» обучаемости. Так, пингвины не способны научиться бояться людей, у них невозможно выработать защитную реакцию на человека, поскольку у пингвинов никогда не было врагов на суше и в генофонде вообще отсутствует реакция на стимул «наземный враг», то есть нет соответствующего врожденного пускового механизма.

Все формы факультативного обучения делятся на несколько основных типов, краткая характеристика которых приводится ниже.

Простейшей формой обучения является привыкание — сравнительно устойчивое ослабление реакции вследствие многократного действия раздражителя без всякого подкрепления. Поскольку привыкания приводит к снижению интенсивности или количества реакций, то эту форму обучения еще называют «отрицательным обучением».

Классический (павловский) условный рефлекс является универсальным приспособительным механизмом в животном мире. И. П. Павлов считал, что сочетание условного и безусловного раздражителей ведет к образованию связи между ними и поэтому условный стимул становится заменителем безусловного раздражителя, приобретая способности вызывать безусловно — рефлекторную реакцию. Эту концепцию обычно называют «теорией замены стимула».

Читайте также  Миграции животных

По другой концепции, условный рефлекс образуется потому, что за ним следом идет вознаграждение. Такое объяснение образования условного рефлекса дает теория «стимул — реакция».

Обе теории согласуются в том, что предъявление безусловного раздражителя усиливает условный рефлекс, а отмена подкрепления приводит к его исчезновению, угасание, и поведение животного вновь становится такой же, как к выработке условного рефлекса.
Если после сгашения реакции условный сигнал вновь сочетается с подкреплением, то условный рефлекс возникает значительно быстрее, чем в предыдущем случае. Итак, при сгашенни условного рефлекса связь не исчезает, а только несколько подавляется.

Скиннер в инструментальном обучении различал оперантное поведение — спонтанное действие без какого-либо явного стимула

Он считал, что любое оперантное поведение модифицируется и эффективно контролируется подкреплением, которое с ним сочетается, поэтому поведением животного можно управлять, оперируя разными стимулами и их подкреплением.

Оперантное обучение, или формирования навыков, достаточно широко представлено в свободной поведении животных, когда животное, побуждается внутренней потребностью, например, голодом или жаждой, применяет весь свой возможный репертуар двигательных реакций для достижения цели и если одно из них оказывается для него полезным, то эта реакция сразу же закрепляется. Путем оперантного обучения животные приобретают навыки перемещения по песку, снегу, твердому грунту и тому подобное.

Инсайт (внезапное озарение) оказывается в понимании причинной связи между стимулами или событиями, причем в отличие от метода проб и ошибок, в случае инсайта новая реакция возникает внезапно. Правда, следует помнить, что каждый вид животных хорошо приспособлен к выполнению некоторых, на первый взгляд, «умных» действий, считать которые проявлением «инсайта» или «интеллекта» неправильно. Механизм инсайта пока с точностью не установлено, но, видимо, инсайт основан на использовании различных реакций, которые существуют в врожденном или приобретенном репертуаре животных (или человека) и которые накапливаются заранее с целью дальнейшего использования.

Разновидностью перцептивного обучения является латентное обучение — то есть образование ассоциации между индифферентными раздражителями или ситуациями при отсутствии явного подкрепления. В большинстве экспериментов по обучению животное обычно получает подкрепление в целевой камере. Но если, например, крысы ежедневно держать в лабиринте без всякого подкрепления, то количество допущенных им ошибок при последующем обучении в этом же лабиринте будет значительно меньше, чем у тех животных, которые не имели возможности до начала подкрепления ознакомиться с местом обучения.

Многим видам животных свойственно имитационное обучение

Которое заключается в формировании новых форм поведения путем непосредственного восприятия действий других животных. Имитационное обучение делится на облигатные и факультативные. При облигатном обучении результат его вполне укладывается в рамки видового стереотипа. Это прежде всего касается молодых животных, которые путем подражания учатся выполнять жизненно важные действия (например, бегство при нападении хищника на строй рыб). Путем облигатного обучение молодые животные накапливают индивидуальный опыт, например, в строительстве гнезда (птицы, шимпанзе).

Факультативное имитационное обучение в простой форме представлено в имитации двигательных реакций. Например, обезьяна подражает действиям человека (в домашней обстановке). Высшим проявлением факультативного имитационного обучения является решение задач путем подражания действия другой особи.

Сложной и до конца не выясненной формой обучения является импринтинг — обучение после однократного предъявления стимула. Понятие «импринтинг» было введено в науку К. Лоренцом в 1935 Импринтинг заключается в установлении прочной связи поведения животного в определенный период жизни с каким-либо объектом внешней среды при однократном восприятии этого объекта. Такая связь может оказаться в следовании за любым движущимся объектом, который предстает перед животным в первые часы жизни, в приближении к этому объекту, контакте с ним, прикосновении к нему, подачи звуков и т. д.

В естественных условиях первым заметным объектом для животного является ее родители. Новорожденные животные изолированы от родителей, будут запечатлевать любые индифферентные объекты. Животное может запечатлеть образ человека и везде идти за ним.
Такая своеобразная «фиксация» человека сохраняется иногда на всю жизнь, и в этом случае поведение животного значительно нарушается: оно не признает животных своего вида и даже половым партнером считает человека. Это аномальное поведение, видимо, достаточно распространено и есть основания считать, что исследование его сможет объяснить некоторые психические нарушения у человека.

Похожее ...