Методы диагностики типов отношений между владельцами и их домашними животными

Методы диагностики типов отношений между владельцами и их домашними животными

Методы диагностики типов отношений между владельцами и их домашними животными

Методы диагностики типов отношений между владельцами и их домашними животными

В статье сделана попытка разработать теоретическую модель и осуществлен поиск соответствующих методов изучения системы отношений между человеком и домашним любимцем, выявление факторов, влияющих на успешность или девиации их взаимодействия.

В результате теоретического исследования было выделено следующие факторы успешности взаимодействия: индивидуально-типологические особенности животного; видовая принадлежность, порода, тип высшей нервной деятельности, личный опыт животного; индивидуально-типологические особенности хозяев — тип высшей нервной деятельности, мотивация, уровень толерантности, уровень развития эмоционального интеллекта, ведущая система восприятия; отношение человека к домашнему животному, которое, в свою очередь, обусловлено отношением к животным в обществе, мифологически-сказочными представлениями относительно конкретного вида животных, личным опытом общения с домашними любимцами; типом воспитания, которым пользуется хозяин во время общения с животным.

В статье сделана попытка разработать теоретическую модель, осуществлен поиск соответствующих методов изучения системы отношений между человеком и домашним животным, выявлены факторы, влияющих на успешность или девиацию их взаимодействия.

В течение последнего столетия происходит увеличение количества кошек и собак в городских квартирах

Они начинают восприниматься не утилитарно, а именно в качестве компаньонов и домашних любимцев. В это же время растет количество проблем, связанных с девиантным отношениями между человеком и животным: бездомные животные на улицах города, травмы у хозяев и посторонних лиц, просьба об эвтаназии молодых, здоровых, но неуправляемых животных. Данное исследование посвящено выявлению факторов, обусловливающих успешность взаимодействия человека с домашними любимцами и методов их диагностики.

Исследование отношений между животными и их хозяевами начались относительно недавно их стимулировало изменение отношения человека к животным, которые живут рядом с ним. X. Херцог обращает внимание на то, что в прошлой истории человечества преобладало утилитарное отношение к домашним животным, тогда как в двадцатом и двадцать первом веке отношение меняется на партнерское.

Опираясь на теорию семейных систем, Е.Ю. Федорович, А.Я. Варга рассматривают роль животного в человеческой семье и приходит к выводу, что концепция трансгенерационной передачи способов поддержания гомеостаза семейной системы объясняет, почему в одних семьях в качестве таких привлекаются домашние любимцы, а в других — нет. Заслуживает внимания для объяснения и тот факт, что количество семей, которые заводят в последние годы домашних животных, стремительно растет во всех индустриально развитых странах. Они могут «поддерживать» семью на всех стадиях ее жизненного цикла.

Проведенное А.В. Никольской основательное теоретико-методологическое и эмпирическое исследование показало, что межвидовые группы «человек — домашнее животное» образуются при определенных необходимых и достаточных условий, взаимодействие в межвидовых группах детерминируется определенными экопсихологической типами взаимодействия, в зависимости от которых в таких группах образуются психические феномены доверия, приверженности , структуры доминирования, формирования и принятия норм и правил поведения участников группы и по отношению друг к другу, и в межвидовой коммуникации.

Несколько иной является концепция А.Н. Мычко, которая обращает внимание на роль процесса социализации собаки в становлении отношений между человеком и животным

Существует целый ряд классификаций периодов развития, которые несколько отличаются друг от друга. Во социализацией А.Н. Мычко понимает процесс, в ходе которого состоит личность социальной животные, образуются связи с ее окружением. Каждый этап социализации ограничен во времени и имеет некоторые критические сроки, когда включаются врожденные программы поведения и развиваются за счет приобретения новых условных рефлексов, постепенной тренировкой доводятся до совершенства.

Этот процесс идет на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные компоненты мотиваций. Животное усваивает основные закономерности и причинно-следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап почему-то не завершено (наследственная программа включилась, но полностью не развилась), дальнейшее развитие собаки как социального животного оказывается убыточным, психика — нарушенной, поведение — аномальной.

Таким образом, на основе анализа научной литературы, посвященной проблеме взаимодействия человека и домашнего животного можно прийти к выводу, что подавляющее внимание исследователей обращалось на динамику становления индивидуальности собаки и совместной деятельности человека и собаки. Проблема отношения человека к домашнему любимцу и развитие личности человека, происходит под влиянием взаимодействия с животным, остается вне поля зрения ученых.

Целью исследования стала разработка теоретической модели и поиск соответствующих методов изучения системы отношений между человеком и домашним животным, выявление факторов, влияющих на успешность или девиации их взаимодействия.

На основе теоретического исследования и углубленных интервью с заводчиками, ветеринарами, хозяевами кошек и собак было выделено следующие факторы успешности взаимодействия:

— Индивидуально-типологические особенности животного: видовая принадлежность, порода, тип высшей нервной деятельности, личный опыт животного;
— Индивидуально-типологические особенности хозяев: тип высшей нервной деятельности, мотивация, уровень толерантности, уровень развития эмоционального интеллекта, ведущая система восприятия;
— Отношение человека к домашнему животному, которое обусловлено отношением к животным в обществе, мифологически-сказочными представлениями относительно конкретного вида животных, личным опытом общения с домашними любимцами;
— Типом воспитания, которым пользуется хозяин во время общения с животным.

Читайте также  Большой контактный зоопарк

Отдельного исследования требует понятие эффективности взаимодействия человека с животным. Признаками этого, по нашему мнению, должен быть прежде всего безопасность этого взаимодействия как для человека, так и для животного, эмоциональное удовлетворение от общения, соответствие ожиданий и полученного результата. При дальнейших исследованиях состоится конкретизация содержательного наполнения этого понятия.

Запланировано эмпирическое исследование указанной проблематики

В нем примут участие несколько групп испытуемых: взрослые, не имеющие животных; хозяева кошек и собак; заводчики, эксперты (кинологи и ветеринары). С помощью углубленных интервью мы надеемся выявить уровень безопасности и удовлетворения хозяев отношениями с их домашними любимцами, состоянию здоровья и нормативностью поведения животных. На этом этапе эмпирического исследования происходит стандартизация и апробация авторских методик и модификаций стандартных тестов. С целью исследования типологии животных будет использовано опросники для хозяев и экспертные оценки. Индивидуально-типологические особенности хозяев будут исследованы с помощью теппинг-теста, модификации «Индекса толерантности» Г.У. Солдатовой, углубленного интервью, методики исследования эмоционального интеллекта Е.И. Люсинова и его модификация по распознаванию эмоциональных состояний животных.

Отношение к животному будет исследовано с помощью авторской методики «Типы отношения», а типы воспитания посредством модификации методики Э. Эйдемиллер. Остановимся подробнее на шкалах методики «Типы отношения». Нами было выделено семь основных типов отношения хозяев к животным: неприязненное отношение, равнодушие, прагматическое отношение, отношение к животному как к элементу престижа, дружеское, восприятие в качестве ребенка, «слияния» — отсутствие психологического рубежа. В предложенной нами авторской методике наглядно тридцать пять вопросов, по пять высказываний каждой шкале. Высказывания были отобраны в ходе углубленных интервью с различными группами испытуемых.

Методика Е. Эйдемиллер предназначена для исследования типов родительского воспитания, но при некоторой модификации его можно применить с целью изучения такого фактора успешности взаимодействия между хозяином и животным, как тип воспитания. Были использованы следующие шкалы. Уровень заботы в процессе воспитания (шкалы Т + и Т-) Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют хозяева воспитанию животные.

Наблюдаются три уровня заботы хозяев: нормативная, чрезмерная и недостаточная

— Чрезмерная забота (шкала Т +). При таком типа отношения хозяева уделяют животному очень много времени, сил и внимания, и воспитание ее стало центральной делом их жизни.
— Недостаточная забота (шкала Т). Ситуация, при которой домашний любимец оказывается на периферии внимания хозяев, к нему «не доходят руки», владельцам «не до него». Животное часто выпадает в них из глаз. Его берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное. Такой тип воспитания особенно опасным по собак бойцовских пород.

Степень удовлетворения потребностей животные (шкалы П + и П)

Речь идет о том, в какой мере деятельность хозяев нацелена на удовлетворение потребностей животного (как материально-бытовых (в питании, своевременной вакцинации, лечении), так и социальных), прежде всего в общении с людьми, в их любви и внимания. Эта черта воспитания принципиально отличается от уровня заботы, поскольку характеризует не меру занятости хозяев воспитанием любимца, а степень удовлетворения именно его потребностей. Так называемая «жесткая дрессура» является примером высокого уровня заботы (так хозяин много занимается воспитанием) и низкого уровня удовлетворения потребностей животного.

В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

— Потакание (шкала П +). О попустительстве мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритического удовлетворению любых потребностей животного. Они «балуют» ее. Любое его желание для них — закон. Объясняя необходимость такого воспитания, хозяева приводят аргументы, которые являются типичной рационализацией: «Он на меня смотрит!» И тому подобные; его исключительность, желание дать ему то, что нравится самому хозяину. Типичные высказывания приведены в шкале П +. При попустительстве хозяева бессознательно проецируют на животных свои ранее не удовлетворены потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет нерационального питания, ненужных процедур (окрашивание шерсти, одежду, свадьба).

— Игнорирование потребностей животные (шкала П). Такой стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением хозяев к удовлетворению потребностей животного. Чаще страдают при этом социальные нужды, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с человеком. Возможно недостаточное питание, отсутствие прививок и недостаточность ветеринарной помощи.
Требования к домашнему животному — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей животные — охрана дома, охоты на мышей и тому подобное. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего животное не должно делать. Наконец, невыполнение требований животным может повлечь применение санкций со стороны хозяев — от мягкого осуждения к суровым наказаниям.

— Избыточность требований (шкала В +). Требования к животному в этом случае очень большие, непомерные, не соответствуют его возможностям как биологического вида и породы и не только не способствуют полноценному развитию его индивидуальности, но усиливают вероятность невротизации животные.

— Недостаточность требований (шкала В-). В этом случае животное не выполняет функций, присущих виду и породе, от служебного или охотничьей собаки начинают требовать поведения, присущего декоративным породам. Наличие соответствующей системы запретов приводит безопасность в общении с животным, комфортность совместного проживания.

Читайте также  Потребительский кредит для покупку питомца

В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

— Избыточность запретов (шкала 3+). В этой ситуации животному «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество запретов, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У животных с сильным типом ВНД такое воспитание форсирует агрессивные реакции, у животных со слабым типом обусловливает развитие тревоги и недоверия к человеку. Типичные высказывания хозяев отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности животного, его «неуправляемость». Этот страх проявляется в резком преувеличения последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов. Этот тип нарушенного воспитания особенно опасен для котов и собак охотничьих пород.

— Недостаточность запретов к животному (шкала 3). В этом случае животному «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, животное легко их нарушает, зная, что хозяин ничего не сделает. Животное портит мебель, таскает еду со стола, кусает и царапает членов семьи, в то время как хозяин «ничего не может с этим поделать». За такого типа воспитания животное становится опасной как для людей, так и для других животных. Особенно недопустимо такой тип воспитания относительно крупных служебных пород собак.
Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований животным (шкалы С + и С-):

— Избыточность санкций (шкала С +) (тип воспитания «жесткое обращение»). Для хозяев характерные приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания хозяев отражают стремление к доминированию любой ценой, низкое понимание потребностей животного.

— Минимальность санкций (шкала С-). Эти хозяева предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они надеются на поощрение, сомневаются в результативности любых наказаний, но иногда вознаграждают животное за верную поведение. По котов и охотничьих пород собак, то этот тип может оказаться достаточно эффективным.

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н)

Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному, а потом наоборот — переход от повышенного внимания к животному в эмоционального отвержения ее хозяином. Хозяева, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании животные, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний и не связывают это с нарушениями поведения животного. Такая ситуация часто складывается в семьях, где животное вовлечена в триангуляционных отношений между членами семьи, и агрессия или нежность направляется на животное вместо человека, который на самом деле вызвала эти чувства.

Расширение сферы чувств (шкала РРЧ). Неверное восприятие роли животные в семейной системе или травмируя ситуации, понесенные хозяин, приводят к переносу чувств и требований с человека в животное. Нередко при этом хозяин, сам того четко не осознавая, хочет, чтобы кот или собака стала для них чем-то большим, чем просто животным. Хозяин хочет, чтобы он удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов, — во взаимной исключительной привязанности, частично — эмоциональные потребности. Появляется стремление отдать животному «все чувства, всю любовь». Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности в высказываниях, что ей никто не нужен, кроме «моего котика», и в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений с животным в противовес не успешным отношениям с мужем.

Преимущество в животном детских рис (шкала ПДК)

В этом случае у хозяев наблюдается стремление игнорировать взросление животные, стимулировать в ней сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких хозяев проявления полового созревания животные случаются неожиданно. Они не понимают изменений в поведении, игнорируют их или воспринимают как «невоспитанность». Этот тип нарушений способствует безответственности хозяев, не стерилизуют животных своевременно, «играют» с щенками и котятами и выбрасывают их на улицу по мере взросления.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). «Слабое место» — повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» животного, его болезненности и так далее. Может возникнуть у людей, не имевших в детстве опыта общения с животными или имели негативный опыт гибели любимца.

Еще один источник — перенесенные животным тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение хозяина к животному формировалось под влиянием страха потери ее.

Опросник содержит 130 высказываний, его можно разделить на две разные формы — для хозяев кошек и кошек и для хозяев собак. На этапе предварительного исследования обе категории респондентов пользовались одной (универсальной) анкете. Вероятно, что по результатам дальнейшей факторизации будет сокращено количество вопросов, что будет способствовать широкому применению этой методики при оказании психологической помощи при девиантных отношениях между человеком и животным.

На основе проведенного теоретического исследования было выявлено четыре группы факторов успешности взаимоотношений в системе хозяин — домашний любимец. Можно выдвинуть гипотезу, что на отношения влияют индивидуально-типологические особенности животных и хозяев, отношение хозяина к животному, тип воспитания питомца. Запланировано дальнейшие эмпирические исследования каждого из указанных факторов, происходит разработка и апробация диагностического инструментария.

Похожее ...