Исследовательское поведение животных

Исследовательское поведение животных

Исследовательское поведение животных

Исследовательское поведение заключается в стремлении животных передвигаться и анализировать окружающую среду при отсутствии явных мотивов голода, жажды, полового влечения. Особое значение исследовательское поведение имеет при появлении нового предмета, поэтому ее изучение непосредственно связано с проблемой восприятия нового. Сама же по себе исследовательское поведение является врожденной, но она обязательно предшествует обучению и поэтому важна для приобретения животными опыта.

Различают несколько видов исследовательского поведения:

• ориентационное — заключается в изменении ориентации и положения органов чувств для лучшего восприятия раздражителя;
• собственно исследовательское поведение, которое связано с перемещениями животного;
• манипуляционно — исследовательское поведение, это когда животное не только перемещается, но и каким-то образом влияет на окружающую среду, например, манипулирует предметами этой среды.

Для зоопсихологии особенно важное значение имеют два последних вида исследовательского поведения. Многие из этологов склонны считать исследовательское поведение фундаментом всего поведения, поскольку в его основе лежат более сложные физиологические механизмы чем те, которые свойственны простой реакции внимания, то есть обычном ориентировочном рефлекса.

В исследовательском поведении большую роль играет новизна раздражителей

Например, в одном из опытов крыс трижды в день помещали в Т-образный лабиринт, где в конце каждого из ответвлений находился пустой ящик, стенки которого были расписаны изображениями различных геометрических фигур. В одном ящике фигуры были всегда одинаковые, а в другом — каждый раз менялись. Оказалось, что крысы проводят гораздо больше времени в том ящике, где фигуры постоянно менялись.

Читайте также  Абстракция и обобщения в психике животных

Исследовательское поведение зависит не только от новизны раздражителя, но и от того, насколько новая ситуация похожа на уже знакомую животному. Например, крысы, которые хорошо изучили лабиринт, окрашенный белым цветом, будут снова внимательно обследовать темно-серый лабиринт такой же формы.

Исследовательская активность может достаточно успешно конкурировать с стремлениями утолить голод и жажду

Так, если крыс на время высадить из их клеток, поставить в них пищу и воду, а также положить какие-то новые предметы, то, оказавшись снова в своих клетках, прежде чем начать есть, внимательно обследуют свой дом, причем чем больше был изменен внутренний «интерьер», тем сильнее окажется исследовательское поведение и тем меньше съедаться пищи за единицу времени.

В естественных условиях животному для того чтобы выжить, надо выполнять множество различных действий в ответ на определенные раздражители, то есть делать различные манипуляции. Эти манипуляционно- исследовательские реакции тесно связаны с информацией, которую получает животное в ходе исследования. Так, если голубя научить клевать красный диск, чтобы получить пищу, а после поклевки зеленого диска не давать ничего, то он довольно быстро научится различать эти сигналы. В то же время клева белого диска приводило к получению пищи только в 50% случаев. Если же одновременно с клевом белого диска голубь нажимал на педаль и диск становился красным или зеленым (т. е. информировал голубя о том, получит ли он на этот раз еду или нет), то голубь очень быстро научился нажимать на педаль. Хотя единственным подкреплением в этом случае была лишь дополнительная информация о предстоящем событии.

Читайте также  Врожденное и приобретенное поведение

Манипуляционно-исследовательская деятельность прекрасно развито у животных, имеющих конечности с подвижными пальцами, в частности у приматов. Всем известна привычка обезьян ощупывать со всех сторон все необычные предметы, которые привлекают их внимание. Для шимпанзе очень важна не только новизна, но и конструкция предмета. Так, пестрые деревянные кубики их интересуют больше, чем одноцветные. Молодые животные более подвержены длительного обследования новых предметов, чем взрослые. Это же свойственно и детям.

sobaki_ruzoo.ru068-300x203

У обезьян можно выработать различные инструментальные навыки, используя в качестве подкрепления новые раздражители

Так, обезьяна будет нажимать на рычаг в ответ на определенный сигнал, если наградой для нее будет возможность выглянуть из клетки сквозь маленькое окошко. Здесь следует отметить, что обезьяны вообще любят заглядывать в двери разных комнат и эта реакция длится в зависимости от того, что обезьяна видит в комнате. Так, обезьяна редко открывает двери в пустую комнату и значительно чаще заглядывает туда, где стены расписаны изображениями фруктов, или в ту, где движется игрушечный поезд. Еще чаще обезьяны открывают дверь в комнату, где находится другая обезьяна.

Похожее ...