Изучение курса «Микробиологии и вирусологии» студентами

Изучение курса «Микробиологии и вирусологии» студентами

Изучение курса «Микробиологии и вирусологии» студентами

Изучение курса «Микробиологии и вирусологии» студентами

Современная профессиональная подготовка учителя-биолога ориентирует преподавателей на расширение организации практико-ориентированной деятельности студентов по изучению определенных вопросов, социальную и личностную значимость этой деятельности.

В рамках практической деятельности студентов проводится изучение и сохранение природы, наблюдение и оценка экологического состояния окружающей природной среды. Мы предлагаем расширить содержании курса «Микробиология и вирусология» для студентов-биологов высших педагогических учебных заведений. Который предусматривает выделение и изучение микроорганизмов с помощью специального оборудования, то есть обязательной составляющей являются лабораторные роботи. Важность аспекта этих занятий заключается в том, что они способствуют связи теории с практикой, обеспечивают приобретение студентами навыков и умений пользования лабораторным оборудованием, развивают в них навыки и умения исследовательских действий.

Целью курса «Микробиология и вирусология» является приобретение студентами компетенций и компетентностей о ультраструктуры, морфологию, систематику, генетику, физиологию и экологию микроорганизмов, применение микроорганизмов и их продуктов в производстве и медицине.

Учебная программа курса «Микробиология и вирусология» составлена на основе учебников и практикумов и содержит такие содержательные модули:

1. Морфология и ультраструктура прокариот (темы: «Микробиология — наука о микроорганизмах», «Строение бактериальной клетки»);
2. Физиология, генетика и систематика микроорганизмов (темы: «Физиология микроорганизмов», «Рост и размножение бактерий», «Генетика микроорганизмов», «Номенклатура и классификация бактерий», «Вирусы как неклеточная форма жизни»);
3. Экология микроорганизмов (темы: «Микроорганизмы и окружающая среда», «Распространение микроорганизмов», «Биогеохимическая деятельность микроорганизмов»);
4. Микроорганизмы в медицине, производстве и сельском хозяйстве (темы: «Микробиота организма человека, животных, растений», «Учение об инфекции», «Микроорганизмы в промышленности и сельском хозяйстве»).

Читайте также  Как правильно выбрать полуфабрикаты для домашних питомцев

В конце каждого модуля предусмотрено обобщающее занятие в виде коллоквиума, содержащий вопросы как теоретического, так и практического смысла, ситуационные задачи.

В основу положен преимущественно клеточный уровень, который рассматривается системно:

— сначала на уровне функционирования самой клетки, далее на уровне взаимодействия клетки с окружающей средой (экологический аспект), а также на уровне социальной значимости микробиологических исследований (практическое применение в медицине, производстве, сельском хозяйстве). Содержание лабораторных работ направлен на формирование общих умений (определять предмет, объект, цель, направления и проблематику микробиологических исследований;

— используя знания сходства и различия прокариот и эукариот объяснять разнообразие органического мира, на основе оценки строения, химического состава, функций отдельных компонентов бактериальной клетки характеризовать единство органического мира). И специальных умений используя знание (техники световой микроскопии, фиксации и окраски препаратов микроорганизмов и клеточных структур, анализировать материал, содержащий микроорганизмы;

Читайте также  Введение системы управления экологической безопасности города

— анализируя физиологические потребности микроорганизмов, их типы питания, определять состав питательных сред, готовить их для культивирования бактерий;

— анализируя закономерности роста непротоковои бактериальной культуры характеризовать фазы роста;

— используя знания правил номенклатуры описывать принципы построения филогенетического и искусственной системы прокариот;

— используя технику посева и выделения прокариотных микроорганизмов, правила их идентификации, определять чистоту культуры;

— используя знания распространения микроорганизмов в природе, методов выделения микроорганизмов из различных субстратов, определение их численности, оценивать санитарное и экологическое состояние природных сред;

— используя знания экологии микроорганизмов характеризовать участие микроорганизмов в природных процессах, функционировании экосистем, оценивать подходы к решению хозяйственных вопросов, здравоохранения;

— характеризовать использование микроорганизмов для получения биотоплива, пищевых продуктов, биоматериалов).

Для выполнения лабораторных работ нами разработан рабочая тетрадь, который знакомит студентов с техникой лабораторных микробиологических исследований.

Апробация предложенного курса позволяет вносить конкретные предложения по формированию учебных планов изучения естественных дисциплин. В том числе теоретической и практической поддержки изучения следующих практико- ориентированных дисциплин «Иммунология», «Генетика», «Экология» на основе курса «Микробиология и вирусология».

Похожее ...