Гибель животных на дорогах: оценка воздействия автотранспорта

Гибель животных на дорогах: оценка воздействия автотранспорта

Гибель животных на дорогах: оценка воздействия автотранспорта

Гибель животных на дорогах: оценка воздействия автотранспорта на популяции диких и домашних животных

Дороги является одним из самых мощных факторов редукции популяций большинства наземных позвоночных. Основной группой жертв являются млекопитающие и амфибии (30-60%), другие группы регистрируются реже (до 10%). Процент гибели домашних животных особенно значителен на скоростных трассах, зато дикие животные преобладают среди жертв на сельских дорогах. Показатель уязвимости позвоночных животных на дорогах страны составляет 5-8 жертв на 100 км дороги в сутки.

Наше время характеризуется невиданными масштабами транспортных перевозок

Транспорт обслуживает промышленность и сельское хозяйство, большая его часть задействована в обслуживании людей. Соответственно, увеличиваются и масштабы вреда, которого транспорт наносит природе. Один из законов экологии — Б. Коммонера — утверждает: за все нужно платить. Платят не только люди, за рост объема грузоперевозок своей жизнью расплачиваются дикие животные (Seiler, 2001). Дороги, железные дороги и движение на них нарушают экологические процессы, увеличивают смертность животных, ведут к деградации экосистем и изоляции популяций. На дорогах гибнет много диких животных, которые попадают под колеса машин или сталкиваются с ними в полете. Растущая общественная требование к предотвращению воздействий на среду нуждается в оценках потерь фауны и экологически взвешенного планирования транспортной инфраструктуры (Seiler, 2001; Dodd et al., 2003).

Целью работы стало изучение проблемы гибели животных на дорогах и воздействия автотранспорта на состояние популяции диких животных.

Для этого поставлены задачи:

1) оценить основные типы воздействия транспорта на популяции позвоночных;
2) оценить масштабы гибели позвоночных на автомагистралях;
3) сравнить данные по количеству жертв различных систематических групп.

Экологические эффекты дорог

Дороги порождают огромное количество эффектов, которые прямо или косвенно влияют на фауну. Среди них можно выделить пять главных. Ключевым фактором влияния дорог на популяции диких животных является фрагментация пространства и нарушение миграционных путей.

Коммуникационно-ленточные ландшафты. Сеть автодорог занимает огромные площади. Для прокладки дороги шириной 4 м уничтожают 1 га естественных биотопов на каждые 2,5 км трассы. Транспортные зоны формируют специфические коммуникационно-ленточные ландшафты, отличающиеся преобладанием антропогенных факторов среды. Почвы придорожных экотопов является антропогенизованимы (строительный мусор, засоленность, загрязнения карбидами и выбросами транспорта) и уплотненными. В придорожных биотопах доминирует рудеральное растительность.

Влияния на животный мир.

Существует два типа воздействий транспорта на животных:

(а) животные погибают от транспорта при попытках преодолеть изоляционные эффекты дорог;
(Б) на фауну обочин влияют транспортные выбросы и другие антропогенные факторы (внесение соли, гербицидов), что ведет к формированию антропогенных зооценозов.

Последние отличаются

(1) измененной структурой группировок,
(2) наличие эмигрантов и потерей синекологичными связей с соседними ценозами;
(3) влиянием мер ухода за обочиной дорог (постоянное скашивание, рубки, использование гербицидов) (Seiler, 2001).

Аттрактивные особенности дорог

Обочину являются путями проникновения эвритопных, а также ксеро-, гелио- и термофильных форм. Некоторые виды находят здесь оптимальные условия вследствие большого количества корма в виде мертвых позвоночных. Птицы, особенно насекомоядные, находят на проезжей части массу раздавленных насекомых. Это привлекает и других муравьеды (ежи, летучие мыши). Растительноядные птицы (например., Воробьи и дрозды) находят здесь фрукты, ягоды, семена. Придорожные стрипоценозы привлекают большое количество насекомых — фитофагов, а также птиц и млекопитающих. Во многих регионах здесь доминирует сорока, которая поедает птенцов многих гнездящихся птиц.

Фрагментация места жительства

Фрагментация места жительства является причиной угасания популяций многих популяций. Дороги могут создавать барьеры для миграции животных, порождать краевые эффекты и вызывать смерть. Несмотря на серьезность этих потенциальных угроз, до сих пор получено немного эмпирических данных по этой теме, однако они интенсивно накапливаются. Показано, в частности, что дороги являются фактором ограничения потока генов между локальными популяциями многих видов, в том числе для лягушек вида Rana temporaria (Reh, Seitz, 1990; цит. По: Seiler, 2001); из-за высокой дорожную смертность численность ежей низкая на расстоянии до 400 м от дороги (Huijser, Bergers, 2000). Существенная дорожная смертность установлена для барсука (Meles meles), рыси (Felis lynx) (Kramer-Schadt et al., 2004), многих видов копытных по всей Европе (Groot-Bruinderink, Hazebroek, 1996).

Читайте также  Большой контактный зоопарк

Фактор интенсивности движения транспорта

Для многих групп животных (в частности, для амфибий) показано, что численность популяций, окруженных дорогами, имеет обратную связь с интенсивностью движения, и доля популяции, погибает на дорогах, закономерно возрастает с увеличением интенсивности движения. Более того, влияние дорожной смертности не ограничены ни географически, ни таксономически: такие выводы следуют из анализа большинства публикаций, посвященных теме смертности животных на дорогах. В частности, исследования, проведенные в штате Новый Южный Уэльс, показали, что дороги негативно влияют на большинство видов дикой фауны, хотя влияние различных типов автодорог и ландшафтных особенностей на дорожную смертность дикой фауны различен (Teylor, Goldinday, 2004).

Статистика жертв

Список жертв на учтенных участках составил 124 особи 24 видов позвоночных. Основной группой жертв на скоростных автодорогах есть домашние коты (36%) и собаки (33%): на них приходится 2/3 всех жертвоприношений фауны дорогам. Очевидно, что он далеко не полный, и в разных местах иметь различную картину, однако главные особенности остаются постоянными: здесь доминируют собаки и коты, в «втором эшелоне» идут ежи, лисы, летучие мыши, то есть консументы II порядка. На сельских дорогах зарегистрировано 82 особи 19 видов. Здесь основными видами жертв есть жаба зеленая (34) и лягушка травяная (15). На их долю приходится 65% всех жертв.

На дорогах с интенсивным движением жертвами становятся домашние животные (в частности, собаки, коты), редко можно зарегистрировать мышей, ежей и других животных. На сельских дорогах, наоборот, среди жертв часто встречаются ежи и другие животные из группы «бродячих охотников», а также дикие животные, не успевают реагировать на приближение транспорта, — амфибии, мелкие млекопитающие, змеи. Можно предположить, что малая часть диких животных среди жертв скоростных трасс свидетельствует не столько об их меньшую уязвимость в таких условиях, сколько о том, что значительная часть их популяций уже уничтожена в местах прохождения таких мощных автотрасс. Это предположение совпадает с результатами моделирования смертности млекопитающих на дорогах с различной интенсивностью движения (Langevelde, Jaarsma, 2004).

Уязвимость различных групп

На скоростных трассах чаще всего среди жертв можно встретить собак и кошек, меньше ежей, мышей, лис, птиц, амфибий. Зато на сельских дорогах жертвами чаще всего становятся ежи, мыши, лягушки, змеи. На скоростных трассах среди жертв мало диких животных, и здесь преобладают домашние и дикие животные, преимущественно коты и собаки. Учитывая не избирательность «автомобильного хищничества», которая зависит от частоты встреч хищника и жертвы (Бигон и др., 1989), можно говорить о том, что в местах прохождения мощных автотрасс транспорт уже уничтожил значительную часть локальных популяций диких животных.

Частота гибели

Данные о количестве жертв на дорогах показывают, что дороги в местах интенсивного движения транспорта уносят жизни до 20% местных популяций и, наконец, ведут к полному угасанию локальных популяций многих видов. За сутки на отрезке дороги длиной 100 км погибает до 10 позвоночных животных. По нашим расчетам, на скоростных трассах уровень уязвимости млекопитающих составил 5,2 особей на 100 км, на сельских дорогах — 7,5. «Лидерами» в рейтинге жертв на скоростных трассах являются: кот (1,9), собака (1,8) и еж (0,5). На сельских дорогах первую тройку жертв формируют еж (3,8), кот и собака (по 0,6 особи на 100 км).

Читайте также  Экологическое воспитание малышей

Из других групп позвоночных абсолютным «лидером» среди жертв есть прыгуны, или бесхвостые амфибии: на 100 км сельских дорог должны 14,4 жертвы в сутки. Общая оценки числа жертв среди других групп позвоночных (без млекопитающих) дают такую картину: на скоростных трассах количество жертв составляет 0,3 особей/100 км, в то время как на сельских дорогах эта оценка возрастает в 60 (!) Раз и составляет 18,1 особей/100 км. Особенно уязвимыми во всех случаях является амфибии, которые не способны избежать транспорта.

Полученные оценки смертности животных на дорогах, очевидно, являются предварительными, однако в каждом случае завышенными. Большое количество жертв дорог растаскивают хищники, при том некоторые из них часто специализируются на этом (сороки, ежи, лисы), и поэтому часто сами становятся жертвами. Дороги притягивают как прилегающими биотопах и теплом, так и ресурсами (легкой добычей). Коммуникационная роль дорог порождает эффект антропогенной ловушки (Загороднюк, 2006). Дороги притягивают к себе живое — от стихийного вовлечения в ветровые потоки и привлечения новыми местами размножения (придорожные полосы кустарниково -древесной растительности и придорожные водоемы) в выгодных мест концентрации пищи. И живое находит здесь свою смерть.

Различные группы страдают по разным причинам: амфибии используют дороги как переходы к местам зимовки и размножения, пресмыкающиеся — как аккумуляторы тепла, птицы и ежи — как места охоты. Расчеты показывают, что в пределах одной области с сетью автодорог около 1000 км и при средней уязвимости позвоночных не менее 1 жертвы на 100 км в сутки (например., ежа), за год от транспорта погибает несколько тысяч особей одного вида. Что тут говорить о насекомых …

Сезонные особенности

На количество тех или иных жертв транспорта существенно влияют сезонные особенности. Животных чаще становятся жертвами летом и меньше зимой. Это связано как с сезонностью их размножения, так и сезонными изменениями активности. Так, амфибии и пресмыкающиеся активны только в теплое время года. Особенно высока их активность проявляется весной, когда они ищут места для прогрева и размножения, и дороги принимают их в свои объятия. Но дороги сделаны не для них, а для транспорта, который свободно «распоряжается» жизнями ящериц, ужей, гадюк, полозов.

На сегодня в стране нет действенных разработок по защите животных от автотранспорта. Большое внимание этим проблемам уделяют за рубежом (Seiler, 2001; Langevelde, Jaarsma, 2004). Например, в Центральной Аризоне вдоль 28 км государственной магистрали № 260, что представляет высокую вероятность столкновений с дикими животными (преимущественно Cervus elaphus), построен 12 подземных переходов и 5 мостов для перехода копытных (Dodd et al., 2003). Такая практика реализуется во всех странах, где заботятся о сохранении дикой фауны и безопасность движения, так как животные не только «украшают природу» и создают опасные ситуации на дорогах, но есть полноценными компонентами природных экосистем, в которые вторгся человек.

sobaki_ruzoo.ru050-300x196

Выводы

1. Автотранспорт имеет значительное влияние на популяции животных не только как фактор загрязнения среды и фрагментации популяций, но как непосредственный фактор высокой смертности.

2. Сравнение данных по различным систематическим группам свидетельствует, что основной группой жертв являются млекопитающие и амфибии (30-60% жертв), другие группы регистрируются среди жертв реже (до 10%).

3. Процент гибели домашних животных особенно значителен на скоростных трассах, зато дикие животные преобладают среди жертв на сельских автодорогах.

4. Оценка масштабов гибели позвоночных на автомагистралях позволяет говорить о том, что частота гибели позвоночных на дорогах страны составляет 5-8 особей на 100 км дороги в сутки.

5. Дороги является одним из самых мощных факторов редукции популяций позвоночных, и автомагистрали могут быть причиной полного уничтожения локальных популяций и видов в целом.

Похожее ...