Абстракция и обобщения в психике животных

Абстракция и обобщения в психике животных

Абстракция и обобщения в психике животных

Абстракция и обобщения в психике животных

Взрослый шимпанзе может точно может дифференцировать предметы по потенциальными качествами, обобщить и распределить их на определенные классы, причем обычно шимпанзе распределяет предметы на два класса (два множества): те, с которыми можно попытаться достичь цели, и те, с которыми это сделать невозможно. Поэтому навыки образуются у обезьян быстрее, чем у других животных, и эти навыки очень пластичны, легко переносятся в другие условия. Одно и то же задание шимпанзе может решить разными способами, поэтому при изменении задачи он сразу же меняет и способ достижения цели.

Для мышления обезьян свойственны процессы обобщения и абстракции. Они, подобно ряду других позвоночных животных, способны различать элементы ситуации не только по абсолютным, но и по относительным признакам, которые заметны при сравнении отдельных предметов между собой. В опытах павианы и макакирезусы правильно реагировали на различную интенсивность окраски предметов, а павианы-гамадрилы четко отличали разные по величине предметы.

Но у обезьян относительная признак не отворачивается полностью, как это происходит у человека благодаря слову, а только выделяется в наглядно представленных конкретных объектах. Это так называемая «конкретная абстракция». Настоящая абстракция оказывается в полном предотвращения признака от реального объекта возможно лишь тогда, когда этот признак будет обозначен словом.

Читайте также  Регуляция плотности популяции животных

В антропоидов различают две формы мышления

Первая из них характеризуется установлением связи между раздражителями (предметами или явлениями), которые непосредственно воспринимаются животным в процессе его жизнедеятельности, то есть это анализ и синтез в наглядной ситуации. Примером может служить выбор животного предметов, пригодных к использованию для достижения определенной цели с учетом их величины, плотности, формы и тому подобное.

Вторая форма мышления характеризуется установлением связей между непосредственно восприняты раздражителями и явлениями. Примером могут быть распутывания мотка проволоки обезьяной для того, чтобы вытолкнуть из длинной трубки приманку, или отщепление от широкой доски узкой лучины, необходимой для решения этой же задачи. Такое поведение можно объяснить тем, что у обезьяны в процессе ее предыдущей деятельности сформировалось обобщенное зрительное представление о предмете вроде палки, поскольку она ранее накапливала опыт по «доработке» различных предметов. Итак, шимпанзе способен мысленно расчленить цели объекты на отдельные детали, а сложные фигуры — на составляющие.

Читайте также  Исследовательское поведение животных

Ведущее значение в жизнедеятельности обезьян имеет тактильная и кинестезическая чувствительность руки. Недаром И. П. Павлов с полным основанием говорил о «ручном мышления» обезьян. Сочетание тактильно-кинестезической чувствительности со зрением дает обезьяне большое преимущество при установлении пространственно-временных связей. Однако зрительные образы у антропоидов значительно беднее, чем у человека, и всегда связаны с наглядными компонентами окружающей среды. Вот почему антропоиды делают, с точки зрения человека, вполне нелепые ошибки при использовании своих орудий.

Обезьяны не способны установить связи между одними лишь представлениями. Неспособность мысленно оперировать одними представлениями неизбежно приводит к неспособности предвидеть результаты своих действий, понимать истинные причинно-следственные связи. Это возможно с помощью понятий, опосредованных словом, чего у обезьян нет. Для них присущ только уровень до вербальных понятий, и межу их познавательной деятельности и умственного развития.

Похожее ...